Яна Кирей-Ситникова: Конференция по транс* исследованиям, Аризона

СШАмериканская транс* исследовательница Сьюзан Страйкер (associate professor в Университете Аризоны) — человек с большим организационным талантом. К её проектам в частности относится создание академического журнала TSQ: Transgender Studies Quarterly (первый немедикализированный журнал по транс* исследованиям) и магистратуры по транс* исследованиям в Университете Аризоны. Конференция по транс* исследованиям, прошедшая 7-10 сентября 2016 всё в том же Университете Аризоны (г. Тусон), тоже её рук дело.

Сьюзан Страйкер открывает 1-ю конференцию по транс* исследованиям в Университете Аризоны.

Я послала заявку на участие в конференции в феврале. В заявке написала, что хочу сделать компьютерный текстуальный анализ (text mining) русскоязычных транс* форумов, в частности определить тренды, какие темы когда обсуждались (для этого я собиралась сделать автоматическую классификацию постов по темам). Для целей анализа я разобралась в имеющемся программном обеспечении, дописала кое-что своё… но тут выяснилось, что архив ТГрус был выложен в открытый доступ без согласия участвующих, из-за чего я сочла неэтичным продолжать дальнейшее исследование в этом направлении (хотя думаю применить написанный софт для иных целей). Впрочем, на участии в конференции это никак не сказалось, потому что организаторки приписали мне совсем другую тему: рассказать про транс* сообщество в постсоветской России. Хотя это спасло меня от необходимости объяснять, почему моё исследование не готово, я была, мягко говоря, не очень довольна, что вместо исследовательского доклада мне предложили выступить как представительница сообщества. Кажется, я знаю, почему они это сделали, о чём далее, но сперва некоторые путевые заметки.

Академические конференции отличаются от активистских по модели финансирования. На активистских конференциях (особенно вне США) часто расходы на проезд и проживание участвующих берут на себя организаторки, которые восполняют их за счёт грантов различных фондов. На академических конференциях участвущие как правило сами ищут средства, часто за счёт исследовательских грантов или финансирования от университета, а организаторки не только ничего не дают, но и берут нехилые взносы за участие. Конференция по транс* исследованиям сочетала в себе эти подходы: насколько я понимаю, люди, работающие в университетах, платили сами, тогда как на проезд остальным организатор_ки искали гранты. К последним относилась и я, поэтому мне выдали 500 долларов. К сожалению, по ценам США, это не совсем достаточная сумма. Я потратила примерно 200 долларов на перелёт в одну сторону, 250 долларов за проживание в гостинице, и остальное на еду. Билет в обратную сторону был куплен за бонусные мили, которые правда были не мои, а моей партнёрки, но короче, вышло почти бесплатно. Это при том, что я летела из Нью-Джерси, — понятия не имею, как бы туда могли приехать кто-либо извне США, собственно, их там практически и не было…

Перелёт занял 4.5 часа до Феникса (столица штата Аризона), и примерно 50 минут оттуда до Тусона. Тут надо заметить, что в отличие от какого-нибудь Аэрофлота, американские авиалинии не включают еду в стоимость билета, поэтому всё это время я ничего не ела кроме хлеба с солью и печенек. Моей серьёзной ошибкой было поехать туда в шортах, потому что в СШАмериканских аэропортах и самолётах (а также во всех прочих местах: поездах, метро, зданиях) ужасно холодно из-за кондиционеров (пишут, что так происходит из-за того, что температура рассчитывается исходя из потребностей цисгендерных мужиков в пиджаках). Надо сказать, что и после выползания из аэропорта согреться мне особо не удалось, потому что в противоречие моим представлениям о пустынях (г.Тусон находится в пустыне Сонора), в этот день в пустыне шёл ливень. Поскольку дождь там всё-таки бывает нечасто (это мне просто повезло), то дождевой канализации на дорогах нет, и вода текла по улицам реками, а лужи были глубиной не меньше 10 сантиметров. С чемоданом, в шортах и в незнакомом городе моё путешествие было не самым приятным. Помимо этого, Тусон является одним из городов, озабоченных сбережением энергии на освещении (одной из причин является то, что в нём находится обсерватория, а огненное зарево от уличного освещения мешает астрономическим наблюдениям), и хотя саму идею энергосбережения я полностью поддерживаю, приятности моему вечернему путешествию это не добавило. В целом, у меня создалось впечатление от Тусона, что это очень большое (полмиллиона человек) село. За исключением самого центра, это 1-2-этажные домики, расползшиеся на большое расстояние. Вероятно, это связано с низкой стоимостью земли в пустыне, так что строить многоэтажные дома не выгодно. Да и вообще этот город как-то мало похож на США, а скорее на Мексику (как её стереотипно показывают в фильмах), до границы с которой там примерно 100км. Из того, что мне понравилось, это наличие автобусов и трамваев (в целом в США с общественным транспортом очень плохо) и широкие тротуары, относительно немного машин и людей.

Что касается гостиницы, то она представляла собой типичный случай американского мотеля, рассчитанного на людей с машинами (например, ресепшн расположен не в холле, а в виде отдельного домика, напоминающего сторожевую будку у ворот). Завтрак состоял из молока с хлопьями, сока, пончика и бананов/яблок. Я недаром притащила с собой элетрический чайник, потому что чай американцы не пьют совсем. Ещё там был холодильник, куда я клала взятые с собой из дома яйца, огурцы и картошку.

Теперь, описав СШАмериканский быт (информация, которая может кому-то пригодиться, если когда-то соберётесь в США), перейду собственно к конференции. Она началась вечером 7-го сентября с регистрации и выступления Сэнди Стоун, чей текст («The Empire Strikes Back: A Posttranssexual Manifesto») из начала 90-х считается началом трансфеминизма. К сожалению, я туда не попала, потому что только приехала вечером и насквозь вымокла, так что идти куда-либо у меня не было никакой возможности (а главное, желания). Зато я пошла на следующее утро (8 сентября). Поскольку участвующих было много и все что-то рассказывали, в некоторых случаях шли параллельно до 10-ти сессий (см. программу). Сначала я пошла на сессию по политическим идентичностям, но к сожалению, она оказалась не особо интересной. А вот после этого было моё выступление, о чём расскажу чуть подробнее.

Университет Аризоны.

Итак, как я писала в начале, организаторки приписали мне совсем не ту тему, по которой я хотела выступить. В результате, меня объединили с несколькими другими людьми в сессию под названием «Global Reports» (т.е. «глобальные перспективы»). Помимо меня там была транс* женщина из Лаоса (которая делала сопрезентацию со мной), кто-то с Кипра, а также некий Justin Ostrowski, который рассказывал про ЛГБТ в Кыргызстане, но сколько я ни спрашивала, люди из Кыргызстане не знают, кто это такой. Сама такая группировка напоминает мне практики колониализма, когда англоязычные люди могут говорить на любые темы, тогда как неанглоязычные, считается, могут рассказывать только о своих странах. Моя сопрезентаторка была первой транс* женщиной из Лаоса, получившей PhD (правда, не в Лаосе, а в Португалии) и очень гордящейся этим. Она долго говорила о себе, о ситуации в стране, но когда дошло дело до её исследования, оказалось, что исследование у неё только в проекте, и она планирует проинтервьюировать 15 своих подруг — лаосских транс* женщин, занимающихся секс-работой в Таиланде. На выступления про Кипр и Кыргызстан я не попала, так что не знаю, о чём там говорили. Сама я привела недавно придуманную мною классификацию постсоветского транс* активизма на четыре группы, о которой пишу сейчас текст для Sexuality Policy Watch. Наша сессия была одной из наименее посещаемых — 8 человек — зато на ней была Талия Беттчер (о которой далее). Что меня слегка удивило, присутствующих больше интересовала ситуация в Лаосе, чем в России.

В тот же день после обеда выступали радикальные трансфеминистки из Британии. С одной из них (Нат Раха) я уже была знакома с конференции Transgender Europe, с двумя другими познакомилась в тот же день. К сожалению, их выступление я не очень поняла, так как они много ссылались на различных философов и теоретиков, про которых я никогда и не слышала. Ещё на их лекции я первый раз заметила тенденцию, которая себя проявила и позже: на СШАмериканских академических конференциях люди любят зачитывать свои статьи. Они не рассказывают, а просто читают вслух текст, как он написан. Зачем это делать, если я и сама могу прочесть, не понятно… Мне это напомнило скучные лекции во время моего обучения в МГУ, с которых я регулярно сбегала — я очень плохо воспринимаю информацию на слух, особенно если она никак эмоционально не окрашена. Так что, с сожалением вынуждена сообщить, что от радикального трансфеминизма я чуть не заснула… На следующей сессии я пошла слушать выступление известной транс* философини Талии Беттчер (профессорка философии в Университете штата Калифорния). Не сказать, чтобы я узнала много нового, потому что ранее читала её текст о трансфобии (и ссылалась на него в своей книжке в главе 2), зато у меня во время её выступления появилась критика этого текста, который на мой взгляд, является диадоцентричным и не учитывает существования интерсекс* людей (об этом я напишу отдельную статью). На этом первый день для меня закончился, потому что я решила сбежать с последний дискуссии и пошла есть фо (вьетнамский суп). Поскольку моя гостиница находилась в 20 минутах ходьбы от университета, а ходить в темноте мне не хотелось, на вечернее выступление Мауро Кабраля я также не пошла.

Утром 9 сентября я пришла на дискуссию по исследованиям транс* людей of color. Если американский английский в целом труден для моего понимания, то на этой сессии я вообще практически ничего не поняла, потому что афро-американский английский обладает своей особой спецификой. На следующей сессии я слушала про некрополитику, некровласть и некропорнографию — хотя английский был понятный, по сути я поняла не так много, но сами концепции меня заинтересовали, и я думаю почитать о них. Затем я таки решила пойти на выступление Мауро Кабраля, который говорил на сессии по латиноамериканским транс* исследованиям. Оказалось, что вся сессия была на испанском, и хотя перевод прилагался через наушники, я опаздала и до наушников добраться не сумела. Следующую сессию я прогуляла вовсе, потому что очень есть хотелось, а интересных для себя тем я не нашла. Зато потом я попала на исследования трансинвалидности. Это была сессия, которая мне понравилась больше всего, в том числе и потому, что выступающие предоставили текст своих выступлений для тех, кому трудно воспринимать на слух. Об этой теме я тоже напишу подробнее, потому что меня поразили некоторые похожие идеи, которые связывают транс исследования и исследования инвалидности (именно теория), я узнала о crip theory, в которой мне ещё предстоит разобраться.

Последний день (10 сентября) начался с дискуссии о будущем журнала TSQ. Основные два изменения, которые планируются, это: (1) начало выпуска номеров на общие темы (сейчас тема каждого номера задаётся заранее; сказали, что это было сделано для привлечения большего внимания к журналу), и (2) переход на многоязыковую модель (правда, начать они хотят с испанского, и до русского там вряд ли дойдёт). Также я слышала жалобы на издательство Duke University Press, и вроде они даже думают менять издательство. В этот день было ещё три сессии, на которых я была, но ни одна не показалась мне достаточно интересной, чтобы о них тут упоминать. Наконец, вечером была дискуссия по созданию ассоциации (научного общества) по транс* исследованиям, впрочем, в этой дискуссии не было никакой конкретики, но много энтузиазма и трудновыполнимых предложений. Как всегда в конце всех конференций, все высказывались, как им всё понравилось, и что надо продолжить и т.п., так что тут я ничего нового не узнала.

Как можно заметить по моему описанию, я была не совсем в своей тарелке на этой конференции, и не так много поняла и вынесла оттуда. Одна из причин — мои проблемы с американским английским. Организатор_ки частично учли эту проблему и делали перевод на испанский; также на некоторых сессиях на экране писали транскрипт выступления, но очень неполный. Вторая причина более по сути выступлений. На этой конференции трансгендерность обсуждалась практически исключительно с точки зрения гуманитарных наук. Всё-таки мне с моим химическим образованием до гуманитарных наук ещё далеко, поэтому из того немного, что я поняла из-за проблем с английским, значительную часть я не поняла по содержательным причинам. По этой же причине, как до меня дошло к концу конференции, мне изменили тему: количественные методы это совсем другая опера и в тематику данной конференции они не вписывались никак… Конечно, можно смотреть на это и с другой стороны: я узнала, что трансгендерность можно изучать не только с медицинской или социологической точек зрения, но и через призму гуманитарных наук — на русском языке, насколько я знаю, этим никто не занимается. Также я поняла, что в журнал TSQ лучше, наверное, количественные исследования не посылать.

На следующий день после окончания конференции я должна была лететь обратно в Нью-Джерси, но с утра (пока солнце ещё не пекло) я всё-таки вытащилась за город посмотреть на пустыню Сонора. С удивлением обнаружила, что пустыня не такая уж пустынная, как я думала, и там довольно много растительности, и не одни только кактусы. В общем, поездка получилась познавательная, хотя могла бы быть и более полезной.

Пустыня Сонора. Sentinel park, г. Тусон.